Организация туров в Камбодже Москва: +7 (495) 2367725; Камбоджа: +855 93203460
tcambodia@mail.ru
Поиск по сайту

Экономика Камбоджи

Макроэкономическое развитие

Рост. Бедность. Приоритетные направления реформ.

Бедность в Камбодже

Перед Камбоджей стоит задача поддержания устойчивого роста, снижения уровня бедности и ускорение поведения реформ. Достижение этих среднесрочных целей требует эффективного управления экономикой и значительной иностранной помощи для того, чтобы осуществлять государственное финансирование по приоритетным направлениям и ускорить темпы и качество структурных реформ. Перед Камбоджей больше не стоит цель выживания. В настоящее время стране необходимо сконцентрироваться на реализации среднесрочных стратегий, которые включают: оперативное приспособление к новым условиям, экономический рост на основе эффективной макроэкономической и отраслевой политики, дополнительное государственное финансирование и программы технической помощи.

Среди целей, поставленных Министерством экономики и финансов, выделяют приспособление и рост. Для создания эффективной и устойчивой экономики важно укреплять макроэкономическое равновесие. В связи с этим отраслевые стратегии направлены на увеличение объема продукции и ее диверсификацию, а бюджетная стратегия направлена на уменьшение финансовой зависимости и стимулирование социального прогресса.

Результат, достигнутый за пять лет (1994 - 1998), хотя и выявляет недостатки и задержки, которые необходимо исправить в будущем, в целом является удовлетворительным. Значительный прогресс и положительные значения результирующих показателей были достигнуты в основном благодаря удачному стечению влияющих на экономическое развитие внешних факторов, а также четкому курсу общенациональных стратегий.

Результативные показатели. Положительные результаты

Рост ВВП в Камбодже

В соответствии с предоставленной ниже информацией, результирующие показатели являются положительными:

  1. Среднегодовой темп роста за рассматриваемый период составил 5,2%. Если бы не кризис 1997 года, отголоски которого ощущались и в 1998 году, среднегодовой темп роста мог бы достичь 6%. В этой связи 1995 и 1996 годы были очень успешными, благодаря чему до кризиса 1997 года Камбоджа приблизилась к уровню развития "азиатски драконов".
  2. ВВП на душу населении вырос с US$241 в 1995 г. до US$303 в 1996 г. Небольшое падение наблюдалось в 1997 г. - $290.9. На 2012 год ВВП на душу насеения составляет около 900$, показатель крайне низкий.
  3. Ранее находившийся на очень высоком уровне индекс потребительских цен стабилизировался в 1996 г., составив около 9%
  4. Наблюдается дефицит торгового баланса (14-15% от ВВП), несмотря на вызванный инвестированием рост импорта
  5. Валютные резервы увеличились благодаря импорту товаров и услуг
  6. За счет иностранной помощи на протяжении 1994-97 гг. покрывался дефицит баланса в размере 134%. Профицит поспособствовал улучшению ситуации с валютными резервами страны

Внешние факторы. Финансирование дефицита.

Столица Пномпень

К внешним факторам относятся субсидии, ссуды от международных организаций и прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Все внешние поступления за период с 1994-97 гг. покрыли дефицит баланса в размере 134%. Возникший в результате профицит способствовал увеличению валютных резервов, по сумме равнявшихся величине импорта за 2,7 месяца в 1997г. Несмотря на то, что величина вливаний капитала поддерживается из года в год на уровне 8-11% (2-3% от ВВП), в 1997 г. этот показатель снизился на 8% по сравнению с первоначальными прогнозами и на 20% по сравнению с прошлым годом. В то же время, доля ПИИ, равномерно увеличивавшаяся с 1993 г., в 1997 г. также уменьшилась на 21% по сравнению с прогнозами. В связи с этим существует опасение, что с учетом финансового кризиса в азиатском регионе, увеличение объема инвестиций замедлится.

Национальная политика и экономическое развитие. Бюджетная и денежная политика.

Предложение денег в стране увеличивалось на протяжении 1994-97 гг., среднегодовой коэффициент роста составлял 35,7% (52% от ВВП). Однако до конца 1997 г. Национальный Банк Камбоджи не предпринимал шагов по денежному финансированию Казначейства. Фактически рост предложения денег осуществлялся за счет валютных резервов; годовой темп роста ликвидность риеля составлял 13,7%. И все же, этот рост во многом объясняется исключительным по своему характеру 1997 годом (+33.4%). Однако на протяжении этого периода отношение риеля к американскому доллару оставалось стабильным, составив 2.593 в 1994 г., 2.560 в 1995 г. и 2.720 в 1996 г. Только во втором полугодии 1997 г., в результате финансового кризиса в Азиатском регионе, курс риеля повысился до 3.500 за 1 доллар. С того времени его величина практически не изменялась.

Однако успехи макроэкономического развития страны были очевидны - либерализация обменного курса, сдерживание инфляции, перестройка системы торговли (устранение барьеров для импорта и экспорта).

Налогообложение и современная налоговая система: по-прежнему неудовлетворительные результаты

Дорогой отель в Камбодже

Правительство осуществило перестройку и усовершенствование еще только развивающейся системы налогов и пошлин. Страна постепенно отходила от прежней командной экономики. Было решено сформировать современную, эффективную налоговую систему, но в то же время было выделено достаточно времени для приспособления новых экономических структур и обучения государственных служащих. В 1997 г. был принят Налоговый кодекс, в 1999 г. было запланировано введение НДС на продукцию крупных торговых предприятий. В будущем будет принят Таможенный кодекс. В 1998 году новой налоговой системе Камбоджи исполнилось 5 лет.

Текущая структура налогов и пошлин Камбоджи схожа с налоговыми структурами, применяемыми в большинстве стран мира. Анализ взаимосвязей между налоговыми поступлениями в бюджет и структурой ВВП позволил выявить следующее:

Доля налогов в ВВП резко увеличилась с 4,32% в 1993 г. до 5,95% в 1994 г., когда дали результат первые государственные меры в сфере налогообложения. С того времени доля налогов продолжала оставаться в районе 6%. В 1997 г. этот показатель достиг 6,46%, став самым низким в мире, даже по сравнению с наименее развитыми странами. В Юго-Восточной Азии, частности на Филиппинах, доля налогов в ВВП еще в 1984 г. составляла 9,53%, в Таиланде - 14,34%, в Индонезии - 26,93%, в Малайзии - 21,53%. Филиппины - это единственная страна, где этот показатель остается на относительно низком уровне, даже несмотря на его стремительное увеличение до 15,51% в 1992 г. Такого значения показатель достиг и во Вьетнаме - 15,4% в 1993 г. (ниже, чем в Камбодже). В Лаосе доля налогов в ВВП составила в 1991 г. 7,4%.

43-46% ВВП не облагается налогами по причине справедливого освобождения сельскохозяйственной продукции от налогообложения

Если принимать в расчет лишь налогооблагаемую часть ВВП, средняя ставка налога на производимую в стране продукцию составляет 8% (допустимы колебания 7,63 - 7,95% в зависимости от года)

Поступления за счет внутренних налогов, за исключением налоговых пошлин, остаются незначительными - менее 1% (0,36-0,77%, за исключением 1998 г., в котором прогнозируется 1,23%). Соотношение между внутренними налогами и налогооблагаемым ВВП едва превышает 1% (0,59 - 1,36% в зависимости от года)

Ставка налога на импорт остается на достойном уровне (10-13% от общего объема импорта)

Налоговые поступления от частного потребления, являющегося источником непрямых внутренних налогов и налогов на импорт, остаются невысокими - около 7-8%. В большинстве стран мира частное потребление является основным источником поступлений в бюджет.