Кхмерские танцы
Ярчайшим образцом классического танца Камбоджи является танец в основе которого сюжет из эпической поэмы Рама (Рамаяна), по преданию автор которого мудрец-певец Валмики (получивший свое имя от индуского бога творения Брахма, после того как "просветлел"). Это религиозное литературное произведение датируется примерно IVвеком н.э., и известно во множестве интерпретаций по всей Индии и Юго-Восточной Азии. В Камбодже на основе этого сюжета было создано целое музыкальное произведение, состоящие из музыки и танцев, и вот уже с XVIII века и по сей день Королевский камбоджийский балет исполняет это произведение.
Данное эпическое произведение знают в любой глубинке Камбоджи, правда тут его исполняет не балет, а кукольный театр теней и, конечно, легенда на протяжении многих веков передается из уст в уста. Балетная версия была в свое время создано при королевском дворе и традиционно исполнялась во дворце или на княжеских фестивалях. Музыка к балету исполняется оркестром Пинпеат, традиционно состоящим из ксилофонов, металлофонов, горизонтальных гонгов, барабанов и музыкальных тарелок.
История
Классический кхмерский танец корнями исходит из индийского придворного танца, который в свою очередь вобрал в себя черты танца полубогинь в индуистской мифологии - Апсар. Эти небесные девы по преданию были специально созданы, чтобы развлекать богов. Культура Таиланда и Явы (Индонезия) также повлияли как на музыку, так и танцы Камбоджи. В традиционном камбоджийском танце женщины облачены в яркие одежды с замысловатым головным убором, при этом в танце они двигаются очень плавно, женственно, степенно, являясь воплощением грации и пластики. Танец сопровождается музыкальным ударным оркестром Пинпеат, который, как уже упоминалось выше, состоит из барабанов, гонгов и бамбуковых ксилофонов. В камбоджийских деревнях действие разыгрывают актеры в черных масках. Очень популярна интерпретация мифа "Рам Кер" в исполнении театра теней, а также народные танцы, сопровождающиеся спонтанным барабанным боем.
Танец "Апсара"
По преданию создательницами этого танца являются веселые и распутные полубогини Апсары, которые должны были развлекать и ублажать богов, изображение Апсары в Камбодже можно найти буквально повсюду; танец датируется 1 веком н.э.Принцесса Буппхва Деви (BupphaDevi), которая в настоящее время является министром культуры, признанная мастерица в исполнении танца Апсара.
Грациозные движения танцовщиц Апсары, облаченных в роскошные золотые и шелковые одеяния, можно увидеть высеченными на стенах многих храмах в Ангкора. Согласно данным историков при дворе императора Джаяварман VII (XIIвек н.э.) было более 3000 танцовщиц апсара.На протяжении многих веков кхмерские танцы оказывали влияние на танцы соседних государств, более того, некоторые движения и танцевальные позы полностью совпадают с теми, что можно найти в танцах других культур Юго-Восточной Азии. Министр культуры Буппхва Деви объясняет это следующим образом: "Кхмерское государство зародилось еще в VIII веке н.э., это за 500 лет до образования Королевства Таиланд. В 1400 году, когда пала Ангорская империя, ее танцовщицы апсары были изъяты и доставлены к таиландскому королевскому двору".
Существует две классические интерпретации этого изумительного танца. Одна из них является отображением сюжетов ранних мифов, многие движения и представления апсары повествуют отдельные сюжеты из древнеиндийского эпоса "Рамаяна", который в два раза длиннее "Одиссеи".
Другая версия рассказывает о легендарных мифических сражениях, высеченных на стенах в храмах Ангкора. Примером такого танца может послужить "Взбивание молочного океана", в основе которого миф, где боги и демоны вступили в яростное сражение за святую воду, дающую бессмертие. Всего существует более 100 танцев и сюжетов к ним.
AngRotDance - танецЭнгРотMonkey Dance - танецобезьяны