Организация туров в Камбодже Москва: +7 (495) 2367725; Камбоджа: +855 93203460
tcambodia@mail.ru
Поиск по сайту

Храм Байон (Bayon Temple)

Его вид ошеломляет. Во всей стране нет равных этому храму. Байон расположен в центре города Ангкор-Тхом, в 1500 метрах от южных ворот. Входная башня Байона находится с восточной стороны. Буддистский храм Прасат Байон был построен в конце XII- начале XIII вв. в период правления императора Джаявармана VII.

История

Можно сказать, что Байон конкурирует с Ангкор-Ватом за звание любимого архитектурного монумента туристов. Оба храма вызывают схожее впечатление, однако разнятся в цели, дизайне, архитектуре и убранстве. Храм скрыт от взора густыми джунглями, поэтому тот факт, что Байон расположен в самом центре Ангкор-Тхома, был выявлен не сразу.

Храм Байон (Bayon Temple)

Но даже когда его расположение было установлено, Байон ошибочно приняли за город, построенный при Яшовармане I, и датировали IX веком. Когда в 1925 году был найден фронтон с изображением Авалокитешвары, Байон был отнесен к числу буддистских храмов.

После этого открытия храм датировали 300 годами позже, отнеся его к концу XII века. Хотя эта дата точна и подкреплена археологическими находками, Байон остается одним из самых загадочных храмов Ангкорской группы. Его символизм, оригинальная форма, а также внесенные позднее изменения так и не разгаданы до конца.

Храм Байон прохладным вечером
неподалеку от Ангкор Вата

Байон был построен почти через 100 лет после Ангкор-Вата. У нас нет сведения о его первоначальной структуре и самых ранних постройках. Поскольку Байон был расположен в центре императорского города, то вполне возможно, что изначально он являлся храмом-горой, символизировавшим Гору Меру. На втором этапе строительства была расширена средняя часть храма. Байон, который мы видим сегодня, представляет собой результат третьего, заключительного этапа строительства.

Архитектурный размах и структура Байона говорит о величии во всех его проявлениях. Элементы храма гармонично дополняют друг друга, создавая сбалансированность храмовой архитектуры.

Лица в храме Байон

Более 200 больших ликов, вырезанных на 54 башнях, придают храму великолепие и королевскую роскошь. "Лица со слегка изогнутыми губами и опущенными веками не произносят ни слова, однако заставляют посетителей теряться в бесконечных догадках", - писал Женнерат де Берски в 1920 году. Принято считать, что четыре лица на каждой из башен являются изображениями Авалокитешвары и символизируют вездесущность императора. Отличительные черты этих лиц - широкий лоб, опущенные глаза, раздувающиеся ноздри, толстые губы со слегка поднятыми уголками - характеризуют знаменитую "улыбку Ангкора".

Расположение

храм Байон вид сверху

Особенность Байона является отсутствие огораживающей стены. Защитой храма служила стена, огораживающая город Ангкор-Тхом. Первоначальный архитектурный план Байона был прост и включал в себя три уровня. Первый и второй уровень представляют собой квадратные галереи с барельефами. Доминантой третьего уровня является центральное святилище, имеющее круглую форму. Несмотря на кажущуюся простоту архитектурного плана Байона, он отличается сложным устройством с множеством галерей, коридоров и ступеней, соединенных между собой так, что разные уровни практически невозможно разделить один от другого. Более того, для храма характерно тусклое солнечное освещение, узкие проходы и низкие потолки.

храм Байон

Вход в Байон осуществляется по восточной лестнице, ведущей на террасу. Первый интерьер, который видят посетители Байона, представляет собой квадратную галерею, расположенную на первом уровне. В галерее расположено восемь башен - по одной в каждом углу и по одной в середине каждой стороны квадрата. Все восемь башен построены в форме крестов. Можно предположить, что изначально галерею закрывала крыша (вероятно, деревянная).

Барельефы в храме Байон

Убранство на колоннах перед входной башней с восточной стороны является характерной чертой байонского стиля и смотрится особенно красиво. Убранство представляет собой изображения апсар, чаще всего это группа из трех апсар, танцующих на ложе из лотосов. Апсары расположены в треугольной форме, причем фигура в центре больше, чем фигуры по бокам.

Простота заднего фона подчеркивает изображения самих танцовщиц и искусно вырезанную рамку с узором из цветов и листьев, которая смотрится, как гобелен. (Хотя группа из трех танцовщиц считается типичной, обычно такие сцены изображаются с участием лишь одной или двух апсар).

"Отсутствие над галереей крыши создает благоприятные условия для фотографирования в любое время дня."

Две галереи с барельефами отличаются степенью высоты. Первая, или внешняя, галерея располагается на одном уровне, а вторая (внутренняя) галерея - на разных уровнях, что иногда затрудняет доступ в нее. Во внутренней галерее можно запутаться, но она отличается от первой тем, что в ней присутствуют барельефы.

На первом уровне, по обеим сторонам восточной стороны галереи, находятся две библиотеки.

Во второй галерее с барельефами в каждом углу и на каждой стороне расположена башня. На втором уровне в каждом углу расположены галереи, которые формируют крест. В каждом углу расположена башня и внутренний двор.

храм Байон

Третий уровень с центральным святилищем и ликами Авалокитешвары является архитектурной доминантой храма. С восточной стороны третьего уровня находится ряд помещений и входных башен. Многообразие лиц, изображенных на разных уровнях, производит невероятное впечатление. "Божественность в великолепии и размерах; загадка в выражении лиц", - так писал об этих изображениях Берски, впервые увидев их в 20-х годах прошлого столетия.

Центральная область имеет форму круга, что нетипично для кхмерской архитектуры. Небольшие веранды с фронтонами служат основанием для величественных лиц, а окна с балюстрадами сводят к минимуму рассеивание света. Лица на четырех сторонах (обозначающих стороны света) каждой из восьми башен выражают особую драматичность.

Центральное святилище окружено узким коридором. На вершине центрального святилища располагается знаменитая Золотая башня, которая, как сказал Чжоу Дагуань, определяла центр Королевства кхмеров и была окружена более чем двадцатью небольшими башнями и несколькими сотнями каменных палат.

Галерея барельефов

Балерьефы в храме Байон

"Они могут поведать о простых, обыденных вещах, и поведать они без тени притворства", - писал Х.Черчиль-Канди о барельефах в галереях Байона.

"Осматривайте галереи с барельефами, двигаясь по часовой стрелке, оставляя храм по правую сторону от вас. Не слишком увлекайтесь изучением барельефов: насладитесь видом лиц на третьем уровне."

Барельефы Байона расположены в двух галереях. Барельефы во внутренней галерее изображают мифические сцены. Барельефам во внешней галерее нет равных во всем Ангкоре. Они изображают различные стороны повседневной жизни кхмеров (рынки, рыболовство, праздники с петушиными боями и жонглерами), а также исторические сцены с битвами и торжественными процессиями. Барельефы высечены более глубоко, чем в Ангкор-Вате, но сами изображения отличаются меньшей стилизованностью. Сцены представлены преимущественно на двух или трех горизонтальных панелях.